НЛП-Ньюс
Поиск по сайту

Модальные операторы возможности

Фундаментальное значение

     Существуют правила поведения, н мы уверены, что за пределы  этих правил
мы  не  можем или не должны выходить.  Слова типа "не  могу" или "не должен"
известны в  лингвистике как модальные операторы - они устанавливают пределы,
которые определяются невысказанными правилами.
     Существует два основных типа модальных  операторов: модальные операторы
необходимости  и   модальные   операторы  возможности.  Модальные  операторы
возможности являются наиболее сильными из этих двух  типов. Это "могу" и "не
могу",  "возможно"  и  "невозможно".  Они  определяют  (в  карте  реальности
говорящего), что рассматривается в качестве возможного. Очевидно (я надеюсь,
вы  узнали здесь суждение - очевидно для  кого?), существуют законы природы.
Свиньи  не  могут  летать,  люди  не  могут   жить  без  кислорода.   Однако
ограничения, установленные  Убеждениями человека,  - это ограничения другого
рода.  "Я  не могу  отказать" или "Я это я. Я  не  способен изменяться", или
"Невозможно сказать им правду".
     Нет  никаких проблем, если  человек  думает, что  у него есть некоторые
способности  (до  тех пор,  пока  это  не  становится  явной  ложью  или  не
противоречит  законам природы), это "не могу" является ограничивающим. "Я не
могу" часто употребляется в  смысле абсолютного  состояния некомпетентности,
невозможности изменяться.
     Фриц   Перлз,   основатель   гештальт-терапии,   бывало,   отвечал   на
высказывание  клиента "Я не могу..."  следующим образом:  "Не говорите: я не
могу, скажите: я не  буду!" Это довольно сильное переформирование немедленно
перемещает клиента из  состояния  безвыходности  в  состояние возможности по
крайней мере осознать возможность выбора.
     Более  ясным  возражением   (и   возражением   с  меньшей  вероятностью
разрушения раппорта) является: "Что случится, если  вы это сделаете?" -  или
"Что  вас останавливает?" или:  "Как вы  себя останавливаете?"  Когда кто-то
говорит, что он  не может сделать что-то, это значит, что он установил цель,
а затем поместил ее  вне зоны досягаемости. Вопрос: "Что вас останавливает?"
переносит  акцент  снова  на цель  и  настраивает  на работу по  преодолению
барьеров в качестве первого шага.
     Учителя и терапевты работают над изменением такого сорта ограничений, и
первый шаг - поставить под сомнение модальный оператор. Учителя сталкиваются
с  этим каждый  раз,  когда ученики заявляют им, что они не могут понять или
всегда..  неправильно   понимают   вопросы.   Терапевты   помогают  клиентам
прорываться сквозь свои ограничения.
     Если человек утверждает: "Я не могу расслабиться", - то он должен иметь
некоторое представление о том, на что похоже  расслабление,  а иначе как  он
узнает, что  он  расслабился?.  Возьмите позитивную  цель (что  бы  вы могли
сделать)   и  установите,  что   препятствует  ее   осуществлению  (что  вас
останавливает), или внимательно изучите  последствия (что произошло бы, если
бы вы  это сделали). Именно  эти последствия и барьеры оказались стертыми. И
при критическом изучении они  могут оказаться не  такими труднопреодолимыми,
как вы думали.
    
Смысл модальных  операторов  возможности - "Я не  могу" - проясняется с
помощью  вопросов:
  "Что произошло  бы. если  бы  вы  сделали  ?"- или  "Что
препятствует вам ?"
Джозеф О'Коннор
На форум

Новое на форуме


Михаил Пелехатый
от fedorov, 24/07/2017 09:46:13
Улыбнитесь:) от NikOsipovv, 15/06/2015 18:33:17
СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ от fedorov, 19/04/2015 14:34:41
Котлячков - Ночная кукушка от Артём, 17/10/2014 14:38:32
Карта не территория от fedorov, 05/06/2014 13:16:28
Система дала "сбой". от IsImIrI, 28/02/2014 06:40:34


Copyright 2005 НЛП-Ньюс
E-mail: mailbox@nlpnews.ru
Система управления сайтом: Managee Managee
НЛП. Рейтинг сайтов  сообщества. Нейро-лингвистическое программирование