НЛП-Ньюс
Поиск по сайту

Модальные операторы необходимости

Фундаментальное значение

Модальные операторы необходимости появляются  в вида слов: "следует", и
"не  следует",  "должен" и "не  должен", "обязан"  и "не обязан"  Существуют
некоторые  правила повседневного  поведения, но  эти  правила не  выражаются
явно.  Каковы  последствия  - реальные  или  воображаемые -  нарушения  этих
правил?  Они  вскрываются с помощью вопроса: "Что бы произошло,  если бы  вы
все-таки сделали (или не сделали) это?"
     "Я должен всегда ставить  на первое место других" "Что произойдет, если
ты этого не сделаешь?"

     "Я не должен разговаривать в классе". "Что произойдет, если ты все-таки
заговоришь?"

     "Мне  не следует разговаривать  с этими людьми" "Что случится, если  ты
заговоришь?"

     "Вам следует  мыть  руки перед едой". "Что случится, если вы  этого  не
сделаете?"

     Как только  эти  последствия и доводы  стали для вас явными, они  могут
быть  обдуманы  и  критически   оценены,  б   противном   случае  они  будут
ограничивать выборы и поведение.
     Правила поведения, очевидно, являются важными,  и общество  держится на
кодексе  морали,  но существует огромное различие  между "Тебе следует  быть
честным в  своем бизнесе" и "Тебе следует чаще ходить в  кино". "Следует"  и
"не  следует"  часто  привлекают  такие   моральные  суждения,  которых  они
недостойны.
     Обнаружить скрытое можно, лишь спросив: "Что случится, если...?"
     Открытия совершаются  только с  помощью вопросов: "Что произойдет, если
?...  я  буду  все  время плыть на  запад? я  смогу двигаться  со  скоростью
света?...  у  меня  появится возможность  получить  пенициллин? Земля  будет
вращаться вокруг Солнца?" Подобные вопросы лежат в основе научного метода
     Образование  может  легко  стать  ужасным  минным  полем  из  модальных
операторов, сравнений  и суждений.  Концепция  стандартов  и  тестирования и
того, что дети должны или не должны  уметь делать, является слишком смутной,
чтобы быть полезной, или, хуже того, слишком ограничивающей, подавляющей
     Если я говорю ребенку: "Ты должен  уметь делать это", -  то я тем самым
лишь выражаю свое убеждение. Я не  смогу здраво ответить на резонный вопрос:
"А что произойдет, если я не смогу сделать это?"
     Поскольку  нас  интересуют  способности,  то  гораздо  легче  думать  в
терминах  того, что человек  может  или  не  может делать, чем того,  что он
должен или не должен уметь делать.
     Использование "должен" на уровне способностей  часто воспринимается как
упрек: вы обязаны  уметь делать это,  но не можете,  так вводится совершенно
неуместное чувство  провала. Использование  "должен" таким способом с  самим
собой или с другими людьми является превосходным способом вызывать мгновенно
чувство вины  (потому  что  правило нарушено), создавая  искусственную брешь
между  ожиданиями  и  реальностью.  Являются  ли  ожидания  реалистическими?
Является  ли  правило  полезным  или  подходящим?  "Должен"  часто  является
реакцией сердитого  упрека  со  стороны  человека, который  не имеет прямого
доступа ни к гневу, ни к ожиданиям, а также не берет на себя ответственности
за них.
     Смысл модальных операторов необходимости - "Я не должен ("Я  должен") -
выясняется с помощью вопросов:
  "Что  бы  случилось, если  бы вы сделали (не
сделали) ?"
Джозеф О'Коннор
На форум

Новое на форуме


Михаил Пелехатый
от fedorov, 24/07/2017 09:46:13
Улыбнитесь:) от NikOsipovv, 15/06/2015 18:33:17
СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ от fedorov, 19/04/2015 14:34:41
Котлячков - Ночная кукушка от Артём, 17/10/2014 14:38:32
Карта не территория от fedorov, 05/06/2014 13:16:28
Система дала "сбой". от IsImIrI, 28/02/2014 06:40:34


Copyright 2005 НЛП-Ньюс
E-mail: mailbox@nlpnews.ru
Система управления сайтом: Managee Managee
НЛП. Рейтинг сайтов  сообщества. Нейро-лингвистическое программирование